Главная

НАША ПОЧТА otkritie2017@yandex.ru

 

Галерея

 

Публикация Афанасьевой А.А.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «Искорка» г. Томска, центр досуга "Доминанта"

 

Бисероплетение как вспомогательный метод развития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию.

В.М. Бехтерев

Уровень развития речи детей напрямую зависит от степени развития мелких движений пальцев рук.

Взаимосвязь моторики рук и речевой моторики изучена и подтверждена многими учеными: И.П. Павловым, А.А. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Л.С. Выготским, В.М. Бехтеревым и др. Они писали о том, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон головного мозга ребенка и положительно действуют на кору мозга. Говоря проще, разнообразные действия пальчиками стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Исследователи доказали, что около трети всей площади двигательной проекции в головном мозге занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Таким образом, тренировка мелкой моторики рук влияет на развитие активной речи ребёнка, а также она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

М.И. Кольцова писала: «... Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевой реакции состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Именитые русские логопеды Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева, В.Лопатина, Н.В. так же говорят о том, что развитие мелкой моторики рук у детей стимулирует не только развитие речи, но и общее развитие ребенка.

Замечено, что дети с нарушениями речи имеют отклонения в тонкой ручной координации.

Для развития мелкой моторики рук ребенка подходят многие виды деятельности: пальчиковые игры, рисование, аппликация, лепка, пальчиковые игры и, конечно же, бисероплетение.

Бисероплетение – это вид народного творчества, в котором из мелких бусин создаются плоскостные или объемные изделия. Основным инструментом в плетении являются руки, следовательно, уровень умения зависит от тонких движений пальцев рук. В этом занятии задействованы обе руки, что способствует развитию взаимодействия полушарий мозга.

Ребёнок нанизывает бисер и бусинки словно элементы конструктора, превращая их в маленькую игрушку, украшение для себя и для мамы, в сувенир, брелок.

Начинать плести с детьми можно с простого нанизывания бусинок (крупного или обычного бисера) в один ряд на проволоку. При этом бусины могут быть одного цвета или разноцветными, нанизываться в свободном порядке или в определенной цветовой последовательности: можно дать детям задания сделать «морскую» или «триколорную» цепочку. Это делает процесс низания увлекательнее и развивает зрительное восприятие – дети начинают видеть оттенки цветов, различать матовый, глянцевый, окрашенный изнутри, двухцветный бисер. Однако, для сохранения зрения важно делать зарядку для глаз, соблюдать санитарные нормы.

На следующем этапе ребенок может плести простые «игрушки» на проволоке: змейка, стрекоза, мышка, губная помада, простой цветик-семицветик.

Затем можно переходить к простым браслетам и цепочкам на леске, потом к объемным игрушкам на леске.

Ж. Локк считал, что лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками. В процессе плетения игрушечек из бисера, ребенок развивает творческие способности, фантазию и пространственное мышление, что способствует развитию художественного вкуса и эстетических чувств. 

Бисероплетение гармонично воздействует на целостное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Дети становятся более внимательными, усидчивыми и терпеливыми, аккуратными ведь для того, чтобы сделать даже самый тонкий браслет из бисера, потребуется немало времени. А работая по схеме, дети считают количество бисеринок, одевают их в определенной цветовой последовательности, тем самым упражняясь в счете и, тренируя пространственное мышление. В процессе биссероплетения, ребенок самостоятельно подбирает цвета и их сочетания, что развивает фантазию, творческое и художественное виденье.

 

Использованная литература

1.               Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М.: ТЦ Сфера, 2009. 211 с.

2.               Золотарева, Е.Н. Подарки из бисера. М.: Айрис-пресс, 2008 -176 с.

3.               Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2008. 680 с.

4.               Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 595-596.

5.               Шмелева Е.Б., Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи детей 2–3 лет. М.:Ювента, 2015.

 

полезные ссылки

http://detkam.e-papa.ru/  Детские игры

http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo  Педагогические идеи

http://luntiki.ru/blog/podelki/ Поделки

конкурсы-лучики-солнца.рф  Конкурсы

http://www.newart.ru/konkurs.php?tema=risunok   Конкурсы 2016

 

materinstvo.ru 

kem-edu.ucoz.ru

menobr.ru

nsosch1.edusite.ru

Consultant.ru

ФГОС

uchportal.ru