Главная

НАША ПОЧТА otkritie2017@yandex.ru

 

Галерея

                                     

                                               Методическая разработка

                           ДЬЯКОНОВОЙ ТАМАРЫ ЛЕОНИДОВНЫ,

                     ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
  МБОУДО Дом детского творчества «Искорка» г. Томска, центр досуга "Доминанта"

 

   Тема : "Изготовление аппликации из соломки на кружковых занятиях"

Декоративно-прикладное искусство имеет важное значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании.  Результаты труда приносят детям творческое удовлетворение, оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие. Одним из популярнейших видов декоративно-прикладного искусства является аппликация из соломки. 
Аппликация - прикладывание, создание художественных изображений наклеиванием на соответствующий фон. Аппликации бывают плоскостными и объемными. Использование соломы злаковых растений для аппликации и плетения различных предметов обихода относится к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Только с культивированием злаков пшеницы, ячменя, ржи образовался источник сырья - солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельцев. Этот материал не требовал от крестьянина каких-либо дополнительных затрат на заготовку или приобретение. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке. Они изготовляли из нее различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки. Соломой украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки. Аппликации из соломы необычайно привлекательны: они отливают золотом, перламутром. Аппликации из соломы прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Сувениры из соломы - приятный подарок. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки. 
Задачи: 
а) образовательная: познакомить с историей возникновения данного художественного промысла; повторить и закрепить понятие «аппликация», научить определять виды аппликации на детских работах; повторить правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами; 
б) воспитательная: воспитание чувства отзывчивости к красоте природы, потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни; добросовестного отношения к труду, уважения к людям труда; 
в) развивающая: развивать чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства; прививать интерес к творческой работе. 
Наглядный материал: образцы готовых аппликаций из соломки, эскизы, инструкционные карты, образцы поэтапной обработки соломки. 
Оборудование:солома, соломенные полотна, кастрюля, утюг, стопка газет, копировальная бумага, калька, карандаши, мыло, материал для фона (ткань, картон, бархатная бумага), ножницы, клей (ПВА), нож-резак, кисточка тонкая, пинцет, красящие средства (анилиновые краски, морилка, синька, питьевая сода и другое). 
Правила техники безопасности при работе с ножницами: 

1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

2. Ножницы клади кольцами к себе.

3. Не оставляй ножницы раскрытыми.

4. Передавай ножницы кольцами вперед.

5. Не играй ножницами, не подноси к лицу. 
Правила техники безопасности при работе с утюгом: 

1. Проверь исправность вилки и изоляции электрического шнура.

2. Подготовь рабочее место к работе, убери всё лишнее.

3. Убедись в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места глажения.

4. Перед работой установи необходимую температуру нагрева платформы утюга. 5. Включать утюг в сеть и выключать из неё необходимо только сухими руками.

6. При кратковременных перерывах в работе утюг ставь на подставку платформой вниз.

7. Следи за тем, чтобы горячая платформа утюга не касалась электриче-ского шнура.

8. Не оставляй без присмотра включенный утюг в электрическую сеть во из-бежание пожара.

9. По окончании работы утюг отключи, вынимая только за вилку. 

Развитие творчества - высшая форма самостоятельной деятельности учащихся. Использование технологических карт в процессе обучения способствует развитию самостоятельности учащихся. Письменные инструкции активизируют мыслительную деятельность учащихся, повышают их инициативу, позволяют учитывать их индивидуальные возможности, более рационально использовать учебное время, технологической картой ученица может пользоваться по необходимости. Своевременный самоконтроль при помощи письменной документации помогает избежать ошибок, способствует успешному овладению новыми знаниями. 
Наибольшую ценность имеют такие технологические карты, в которых содержаться три составные части: технологическая (самостоятельная практическая работа), информационная (получение необходимых для выполнения задания знаний) и аналитическая (умственная деятельность). 
 

Инструкционная карта 
Технология заготовки соломки

1. Виды соломки: рожь, просо, рис, ячмень, пшеница, овёс, дикорастущие растения (тимофеевка, куриная слепота, пырей, мятлик луговой, овсяница луговая). 
2. Время сбора: в конце лета, до и после обмолота зерна, когда она становится золотистой. 
3. Средняя часть соломины - наилучший материал для аппликации. При заготовке соломы узлы срезают, а междоузлия складывают в специально отведенную для них коробку. 
4. Листья следует сохранять (их используют для придания аппликации различных оттенков или в качестве фона. 

Инструкционная карта 
Технология изготовления соломенных лент

Плотность соломы различна: ржаная солома - плотная, прочная; пшеничная - менее прочная, мягкая; овсяная - еще мягче. 
Горячий способ 
Выпуклые ленты
 

Рисунок 2 Выпуклые ленты

1. Приготовить стопку газет. 
2. Положить на нее целые соломины. 
3. На соломины поставить горячий утюг. Получаются узкие плотные соломенные ленты, которые применяются для рельефной аппликации. 
Плоские ленты 

Рисунок 3 Плоские ленты 
1. Перед работой соломку поместить в широкую кастрюлю, залить водой, прокипятить в течение нескольких минут, упарить при температуре 60-80°С 1,5-2 часа, можно оставить в воде на сутки. 
2. Разрезать соломку острым ножом или ножницами вдоль ствола, раскрыть на две стороны. 
3. Прогладить горячим утюгом с внутренней стороны. Получаются эластичные широкие ленты, более податливые в работе. 
Холодный способ 

Рисунок 4 Холодный способ получения плоских лент 
1. Разрезать соломины вдоль ствола, раскрыть в стороны 
2. Прогладить кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким способом ленты приобретают еще большую эластичность и блеск, чем при горячем способе 
 
Инструкционная карта 
Тонировка соломки

На первый взгляд можно сказать, что соломка вся золотистая или желтоватая. Но при внимательном рассматривании выделяют до 100 оттенков: желтоватый, зеленоватый, сероватый, сиреневый, розовый и др. Если нужно получить другие оттенки, прибегают к тепловой обработке, отбеливанию или окрашиванию соломенных лент. 
Белый цвет. Способ получения: 
1 способ. Прокипятить 7-10мин в отбеливателе (персоли). 
2 способ. Предназначенную для отбеливания соломку кладут на дно эмалированной или стеклянной посуды, заливают раствором: перекись водорода с аммиаком (на 1л воды 150г 15 %-ной перекиси водорода и 20г аммиака (или нашатырного спирта) и прижимают сверху. Спустя 6ч промывают солому несколько раз чистой водой, чтобы удалить все частицы отбеливателя. 
Желтовато-золотистый цвет. Способ получения: 
Прокипятить в растворе пищевой соды (насыщенность цвета зависит от вида соломки и количества соды) 
Синий цвет. Способ получения: 
Прокипятить в растворе синьки 
Зелёный цвет. Способ получения: 
Прокипятить в смешанном растворе питьевой соды и синьки 
Коричневый цвет. Способ получения: 
1 способ. Длительное выдерживание соломенных лент под горячим утюгом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг (насыщен-ность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и от того, сколько времени соло-менные ленты нагреваются таким способом). 
2 способ. Готовые соломенные ленты положить на противень или решетку и поставить в горячую духовку. Цвет соломин можно довести от темно-коричневого до почти черного. 
Красный, синий и др. цвета . Способ получения: 
Применяются анилиновые красители, которыми красят ткани (раствор: 1г красителя на 1л воды, 2г уксусной эссенции, 1г соли). Соломку погружают в кипящий раствор, кипятят 5 минут, промывают проточной водой, сушат 24 часа при температуре 18-20°С.
Техника безопасности. Отбеливание с применением химикатов требует осторожно-сти. Переворачивать и доставить солому из раствора нужно деревянными щипцами, пред-варительно надев резиновые перчатки. 
Окрашенную и высушенную соломку хранить в отдельных коробках, сортируя по цвету.
 
Инструкционная карта 
Технология выполнения аппликации из соломки

1. Выбор сюжета. В аппликации из соломы особенно видна красота природного матери-ала в современных архитектурных сооружениях, памятниках старины. Великолепен орнамент на круге, овале, полосе, бытовых предметах - ковшах, солонках, вазах. Большое впечатление производят декоративные птицы, бабочки, рыбки, цветы. 
2. Составление эскиза. Не усложнять мелкой деталировкой, оставлять больше «воздуха» вокруг изображений. На эскизе указать линии (направление волокон соломки), по которым будут наклеиваться соломины 
3. Перевод эскиза на фон. На обратную сторону эскиза надо нанести сплошной штрих белым карандашом, сухим кусочком мыла или чёрным карандашом (в зависимости от фона). Заштрихованной стороной положить эскиз на фон и по всем линиям прорисовать простым карандашом. Линии переведенного рисунка на фоне будут белыми (чёрными). Они хорошо видны на черном (белом) фоне и в отличие от копировальной бумаги не пачкают аппликацию. 
4. Изготовление выкроек деталей. Детали рисунка пронумеровать, перевести их на кальку, указать номер детали и направление соломки. Вырезать детали из кальки. 
5. Сортировка соломки по цветам и оттенкам для выполняемой аппликации 
6. Раскрой деталей из соломки 
1 способ. 
а) Изготовление соломенного полотна: наклеить на бумагу, плотно подгоняя одну соло-менную ленту к другой, не допуская просветов между ними. Соломенное полотно должно быть однородным по цвету. Высушить под грузом. 
б) Из заклеенного соломенного полотна выкраивают нужные детали изображения. 
2 способ 
а) На каждую деталь наклеить клеем ПВА соломку, тщательно прикладывая её одну к другой, не оставляя просветов и соблюдая направление. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. Высушить под грузом. 
б) Лишнюю солому срезать по краю бумажного изображения. 
7. Наклеивание деталей на фон. Вырезанные детали поэтапно наклеить на фон. Высушить под грузом. 
8. Окончательная обработка изделия. Почистить аппликацию щёткой от линий и мусора. Выполнить окантовку изделия (работы, помещенные под стекло и окантованные, лучше и дольше сохраняются, чем без стекла). 

Заключение.Выполнение аппликации из соломы наиболее простой и доступный способ развития детского творчества. Обучение этому ремеслу обогатит детей чувством гордости за родную страну, где много умельцев и мастеров, заложит основы эстетического вкуса, разовьёт художественно-творческие способности, желание вносить элементы прекрасного в окружающую обстановку.

Использованная литература 
1. «Аппликация из природных материалов» Москва: Культура и Традиции, 2002 г.Н. Го-лубева 
2. «100 поделок из природных материалов» Ярославль: Академия Холдинг, 2002 г. И.В. Новикова, А.В. Базулина 
3. «Аппликация» М.А. Гусакова, - М., 1987 год. 
4. «Юному любителю мозаики» А.С. Меликсетян, М., 1979 год. 
5. Журнал «Школа и производство» № 7/ 89 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

полезные ссылки

http://detkam.e-papa.ru/  Детские игры

http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo  Педагогические идеи

http://luntiki.ru/blog/podelki/ Поделки

конкурсы-лучики-солнца.рф  Конкурсы

http://www.newart.ru/konkurs.php?tema=risunok   Конкурсы 2016

 

materinstvo.ru 

kem-edu.ucoz.ru

menobr.ru

nsosch1.edusite.ru

Consultant.ru

ФГОС

uchportal.ru